- Экстремально-психологическая подготовка руководителей ПОО
- Специфика психологических трудностей, испытываемых в экстремальных ситуациях лично руководителями, и обязанность возглавлять деятельность персонала ПОО в этих же ситуациях, требует проведения особого вида их подготовки - экстремально-психологической подготовки руководителей (ЭППР). Острая необходимость в ее проведении подтверждается и практикой действий ПОО в экстремальных ситуациях: недостатки в управлении бывают обычно в числе первых, которые наиболее сильно и широко отражаются на ход и результаты их.
Подготовка командного и начальствующего состава ПОО к экстремальному (боевому) управлению сейчас ведется и вопросы психологии (в единстве с вопросами экстремальной педагогики) заслуживают в ней представительного места. К основным задачам ее относятся подготовка руководителей к: 1) пониманию решающей роли людей в экстремальных ситуациях, их подготовленности, психических состояний, испытываемых трудностей, настроений в группах и необходимости психологически и педагогически грамотной работы с ними, 2) преодолению личных психологических трудностей экстремального управления, 3) осуществлению психологически грамотного руководства людьми в ЭУ, 4) учету психологических факторов обеспечения безопасности людей и своей лично в ЭУ, 5) работе с сотрудниками по восстановлению боеспособности в постэкстремальный период.
Содержание ЭППР определяется ее задачами и включает четыре раздела.
Раздел I. Психолого-педагогические факторы, подлежащие мониторингу, принятию во внимание и управленческим воздействиям в ЭУ: а) решающая роль людей в экстремальных ситуациях, их подготовленности, психических состояний, испытываемых трудностей, настроений в группах, б) психологические реакции людей, групп в экстремальных ситуациях и их влияние на успех поведения и действий, в) экстремальные факторы, могущие оказывать положительное и отрицательное влияние на поведение и ПД персонала (личного состава), в) психологические особенности конкретных типов экстремальных ситуаций, наиболее вероятных в управленческой деятельности данной категории руководителей, г) экстремальные способности и экстремальная подготовленность сотрудников, обеспечивающие их устойчивость в ЭУ и успех действий.
Раздел II. Психологические и педагогические особенности экстремально-управленческой деятельности руководителя: а) психологическая характеристика экстремально-управленческой деятельности руководителя, б) типичные психологические трудности, которые руководители часто испытывают в ЭУ и их влияние на управление, в) психология активного, наступательного, успешного решения задач в ЭУ (изучение и оценка обстановки, принятие решений, организация их выполнения, преодоление трудностей, достижение целей), г) социально-психологические вопросы обеспечения взаимодействия сил и средств при решении задач в ЭУ и предупреждения срывов в нем, д) способы ведения психологической борьбы с противодействующими силами, подавление их воли к сопротивлению и подчинение своей, е) способы взаимодействия с местным населением, органами власти и представителями средств массовой информации в зоне ЧС, ж) морально-психологические аспекты действий руководителя в ЭУ, з) самоконтроль, самооценка и саморегуляция психического состояния и поведения.
Раздел III. Психология и педагогика управления действиями персонала в ЭУ: а) изучение и оценка морально-психологического состояния людей в ЭУ, б) психология паники, слухов, способы их предупреждения и пресечения, в) влияние личного примера, стиля, решений, методов управленческой деятельности руководителя на психологию людей в ЭУ, г) создание условий деятельности персонала (личного состава), благоприятствующих его оптимальному психическому состоянию, экстремальной устойчивости, успешности действий и веру в успех, д) психологические и педагогические формы и методы работы с сотрудниками, военнослужащими ПОО в перерывах действий, е) психологические и педагогические аспекты заботы о сотрудниках, военнослужащих, повышающих их безопасность, ж) изучение успешного опыта действий и обучение ему персонала в ЭУ, з) психологические пути профилактики возникновения нарушений психической деятельности и расстройств и организация психологической помощи сотрудникам, и) использование возможностей психологических служб в сопровождении ПД людей и обеспечении ее успеха, безопасности, к) обучение нижестоящих руководителей работе с людьми в ходе решения задач в ЭУ.
Раздел IV. Психологические и педагогические основы экстремальной подготовки персонала и самоподготовки руководителя.
(А.М. Столяренко)
Литература: А.М. Столяренко, В.С. Карпов. Морально-психологическое обеспечение деятельности личного состава органов внутренних дел и внутренних войск при чрезвычайных обстоятельствах. – М., 1997; А.М. Столяренко. Экстремальная психопедагогика. – М., 2002. Параграф 8.8.
Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. Под общей редакцией профессора А. М. Столяренко. 2003.